Закреплено право военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы, воспитывающих ребенка-инвалида, на внеочередное обеспечение жильем либо жилищной субсидией
Федеральным законом от 30.11.2024 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих — граждан и граждан, уволенных с военной службы, воспитывающих ребенка-инвалида, на внеочередное обеспечение жильем либо жилищной субсидией.
Кроме того, определены категории военнослужащих, которым предоставляются вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения.
Вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения предоставляются:
— командирам (начальникам, руководителям) воинских частей (организаций, учреждений, органов), а также руководителям (начальникам) центральных органов военного управления и структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
— военнослужащим, удостоенным звания Героя Российской Федерации;
— военнослужащим, имеющим трех и более детей либо одного и более ребенка-инвалида, проживающих совместно с ними;
— военнослужащим, указанным в пункте 2.1 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
— военнослужащим — гражданам, в отношении которых руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, приняты решения о предоставлении вне очереди служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях или арендованных жилых помещений;
— военнослужащим — гражданам, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
С 1 января 2025 года устанавливается форма справки, подтверждающей факт регистрации гражданина в качестве безработного
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6.1-1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» заемщик — физическое лицо по кредитному договору, договору займа, которые заключены в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, в любой момент в течение времени действия таких договоров, за исключением случая, указанного в пункте 6 части 2 настоящей статьи, вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода при одновременном соблюдении определенных условий, одним из которых является нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации на день направления требования об изменении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для целей настоящей статьи под трудной жизненной ситуацией заемщика понимается, в том числе регистрация заемщика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы либо прекращение трудового договора или служебного контракта у гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости.
В силу п. 2 ч. 8 ст. 6.1-1 вышеуказанного закона документами, подтверждающими нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации, в том числе является справка, подтверждающая факт регистрации гражданина в качестве безработного, выданная государственным учреждением службы занятости по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Приказом Минтруда России от 09.08.2024 утверждена новая форма вышеуказанной справки, подтверждающей факт регистрации гражданина в качестве безработного, которая вводится в действие с 1 января 2025 года.
Справка позволит гражданам (заемщикам) подтверждать факт нахождения в трудной жизненной ситуации и при наличии иных обязательных обстоятельств направлять требования в кредитные организации об изменений условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика.
С 1 января 2026 года семьи с двумя или более детьми будут получать ежегодную семейную выплату
С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей», которым предусматривается предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет (до 23 лет в случае обучения по очной форме).
Семейную выплату смогут получать работающие граждане России имеющие двух и более детей, постоянно проживающие на территории страны, при условии, что такие родители (усыновители, опекуны, попечители) являются налоговыми резидентами Российской Федерации и с их доходов уплачен налог на доходы физических лиц в году, предшествующему году обращения за выплатой.
Также, размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5- кратную величину прожиточного минимума, установленного в регионе по месту жительств и не имеющим долгов по алиментам.
Выплата назначается каждому из родителей (усыновителей). Размер выплаты – разница между полной суммой уплаченного НДФЛ за год, предшествующий году обращения за выплатой, и суммой налога, рассчитанного с того же дохода по ставке 6%.
Заявление о назначении выплаты можно будет подать в территориальный орган Социального фонда России с 1 июня до 1 октября года, следующего за годом, в котором исчислен НДФЛ.
В состав семьи, претендующей на выплату, не включаются граждане: лишенные родительских прав; находящиеся на полном государственном обеспечении; призывники, военнослужащие, обучающиеся в профильных ВУЗах; заключенные; проходящие принудительное лечение по решению суда и др.
Страховая выплата по ОСАГО в связи с причинением вреда здоровью
Вред, причиненный здоровью гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Страховую выплату, причитающуюся за причинение вреда здоровью, страховщик производит потерпевшему в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП). При этом если ответственность виновника ДТП застрахована в рамках договора ОСАГО, за возмещением вреда, причиненного, здоровью, необходимо обращаться в страховую компанию виновника ДТП (п. 1 ст.1, п. 1 ст. 12 Закона от Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – Закон об ОСАГО).
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, которое по выбору потерпевшего может быть направлено в виде электронного документа с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет», с приложением следующих документов:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— при наличии представителя — доверенность;
— извещение о ДТП, если оно было оформлено в бумажном виде;
— копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ об административных правонарушениях;
— документы органа дознания или следственного органа о возбуждении, приостановлении, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования либо вступившее в законную силу решение суда, если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело;
— документы, выданные медицинской организацией, в которую были доставлены или обратились самостоятельно, независимо от ее организационно-правовой формы с указанием характера полученных травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности;
— справка учреждения медико-социальной экспертизы о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты общей трудоспособности (при наличии);
— справка, подтверждающую факт установления инвалидности или категории «ребенок-инвалид» (если выдавалась);
— справку станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи на месте ДТП (при наличии такой справки).
При неправильном оформлении, а также в случае недостаточности документов, обосновывающих требования, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику – в день обращения обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неправильно оформленных документов (абз. 5 п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО).
Ненаправление документов и (или) сведений либо направление их в ненадлежащих форме или количестве, может являться основанием для отказа в страховом возмещении, и не будет свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, что является основанием для возвращения судом иска.
Уголовная ответственность за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков
Внесены изменения в Федеральные законы от 08.08.2024 №№ 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Изменения касаются запрета пропаганды незаконных оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, потребления наркотических средств и психотропных веществ, культивирования наркосодержащих растений, а также установления уголовной ответственности за пропаганду незаконного оборота, потребления наркотиков.
За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Законодательно закреплено, что положения о запрете пропаганды не применяются, в том числе, к произведениям литературы и искусства, содержащим соответствующую информацию, которая составляет оправданную жанром неотъемлемую часть художественного замысла. При этом нахождение в обороте указанных произведений литературы и искусства, за исключением указанных произведений, обнародованных до 1 августа 1990 года, должно сопровождаться маркировкой, порядок осуществления которой устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Изменения вступают в силу с 01 сентября 2025 года.
Установлена административная ответственность за нарушение требований к содержанию домашних животных
Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ внесены изменения в статью 8.52 КоАП РФ, которыми установлена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных (ч. 1 ст. 8.52 КоАП РФ).
Ранее диспозиция данной статьи устанавливала ответственность лишь за несоблюдение общих требований к содержанию животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, а также случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.52 КоАП РФ и статьями 8.53 КоАП РФ (несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию), 8.54 КоАП РФ (несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев).
За совершение данного правонарушения установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. руб. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
При выгуле домашнего животного необходимо:
— исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешённых для выгула животных;- обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
— не допускать выгул потенциально опасной собаки без намордника и др.
Вместе с тем в случае причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности для виновных лиц статьей 118 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев.